Главная » Статьи » Мои статьи |
Один из эффективных методов в работе с детьми дошкольного возраста является метод сказкотерапии! Ведь ребенок и сказка-это одно целое! Особенно если это одаренный ребенок, не разучившийся еще жить в мире чудес! Кроме того каждый ребенок, попадающий в мир сказок, становится настоящим Волшебником, и все истории, которые он здесь сочиняет, бывают непередаваемо прекрасными и талантливыми. Помните поговорку: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок?» Не случайно наши предки не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему историю, из которой становился ясным смысл проступка и путь решения проблемы. На этом основывается сказкотерапия - особое направление в психологии, помогающее решить проблемы воспитания и коррекции поведения ребенка. Главным средством воздействия в ней стали образ (впечатление) и метафора (иносказание). Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит примерно то же, что психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от малыша не требуют вслух анализировать, что с ним происходит: работа идет на подсознательном уровне. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или стесняются обсуждать со взрослыми. Не случайно сегодня сказки используются педагогами, психологами, родителями. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя вдруг душа приобретает непривычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого, при чтении или просмотра сказки текут слезы, если ему самому никто не угрожает, никто его не обижает? В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы: противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир,— очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Так что же такое Сказкотерапия? Одни говорят, что Сказкотерапия – это лечение сказками. Другие, что Сказкотерапия – это процесс поиска и смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Третьи говорят, сто Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Волшебство, которое происходит внутри нас, постепенно улучшает окружающий мир. Но на самом деле, Сказкотерапия объединяет в себя все эти 5 понятий. Сказка для ребенка представляет такую же ценность, что для взрослого человека набор правил и принципов поведения, просто детский мозг не в состоянии воспринимать настолько широкий объем информации, выраженный непонятным для него языком. В сказкотерапии в зависимости от решаемой проблемы используются пять видов сказок. Художественные сказки. К ним относятся народные, авторские сказки, а также притчи, басни, легенды, былины, мифы. Они формируют базовое мировоззрение ребенка, который узнает, что в целом жизнь - это активная борьба добра и зла. Причем добро всегда побеждает (пусть малыш в это верит!). В два года ребенок может удерживать в памяти простые сюжеты. Так что подскажите ему, как просить о помощи, через сказку «Репка». К четырем годам дети хорошо усваивают воспитательный аспект сказки. Например, ребенку, склонному приврать, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», шалуну - «Приключения Незнайки», жадине - «Сказку о рыбаке и рыбке», робкой девочке - «Золушку», а ленивой - «Морозко». Особо следует отметить сказку Леонида Пантелеева «Две лягушки». Сейчас она незаслуженно забыта, хотя воспитывает целеустремленность, учит не сдаваться даже в критической ситуации. Дидактические сказки. Используются для лучшего усвоения детьми учебного материала. Предметы (игрушки), символы (цифры, буквы, звуки) одушевляются и живут в сказочном мире («А может, ноль не виноват» Ирины Токмаковой, «Ювентик в стране чисел и цифр» Константина Шевелева). Схема сюжета такова: в сказочной стране живет одушевленный символ (нолик, к примеру), там он попадает в беду и «только человек с пылким сердцем и знаниями может всех спасти!» Для этого нужно выполнить задание (решить примеры, вставить в слова пропущенные буквы и т.д.). В итоге обучающий материал становится понятным и запоминается быстрее. Психокоррекционные сказки позволяют исправить такие черты характера, как стеснительность, капризность, хвастовство, учат детей вежливости. Психокоррекционную сказку можно прочитать ребенку без комментариев. Таким образом, малыш может обдумать услышанное. Алгоритм сочинения истории примерно такой: Подбор героя, близкого ребенку по возрасту, характеру и образу жизни. У него начинаются неприятности, напоминающие реальную ситуацию малыша. Герой (а с ним и ребенок) начинает искать выход. При этом на его пути могут встречаться существа, оказавшиеся в таком же положении, которые находят разные выходы из ситуации. Так ребенок поймет, что бывают и альтернативные решения. В заключение герой пробует новый способ действий, его одобряют все значимые персонажи. Ребенок понимает, что так нужно поступать и в жизни. Психотерапевтические сказки. Они чаще применяются в работе со взрослыми, реже -с детьми. Эти истории неоднозначны, но неизменно глубоки и проникновенны. Они рассматривают темы жизни и смерти, любви и прощения, стимулируют процесс личностного роста. Мастер подобных сказок - Ганс-Христиан Андерсен(«Гадкий утенок», «Дюймовочка»). Медитативные сказки. Созданные для накопления положительного образного опыта, они успокаивают и расслабляют. Их особенность - отсутствие сюжета, конфликта и злых героев (например, «Терапевтические сказки звездной страны Зоди-акалии» Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой). Характер этих сказок - путешествие. Достаточно вспомнить ситуацию, когда вы чувствовали себя счастливым, словесно «прожить» ее заново. Рассказывание и сочинение сказки. Психологи рекомендуют именно рассказывать сказки, так как при этом можно наблюдать, что происходит в момент повествования с ребенком. Также малыш может сочинить сказку сам. Это позволит выявить его спонтанные эмоции. Например, если он прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, на вопросы отвечает неохотно или торопливо, понизив голос, -все это следует рассматривать как признаки невротического состояния. А если ребенок просит вновь и вновь почитать одну и ту же сказку, значит, именно она затрагивает важные для малыша вопросы. Поняв, что привлекает его в сюжете, вы сможете увидеть ту проблему, которая волнует кроху. Рисование сказки. После прослушивания сказки желательно нарисовать ее героев, слепить или представить их в виде аппликации. Так ребенок освобождается от тревоги. При сильных чувствах возможно изображение чудищ, огня или ночи. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, а краски - светлее. Сказкотерапевтическая диагностика. С помощью кукол можно выявлять проблемы. Для первого знакомства лучше использовать обычную куклу с большими глазами и густыми волосами, которая будет «рассказывать» свою печальную повесть, напоминающую историю ребенка. Образный мир позволяет ему идентифицировать себя с куклой. Ответы малыша на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации. Кататимный (или эмоциональный) поход в сказку. Метод включает элементы символ драмы (фантазирования на заданную тему) и проводится только психологом, поскольку имеет ряд противопоказаний. Занятие состоит из четырех этапов: Фаза предварительной беседы (15-20 минут). Малышу предлагается рассказать о любимой сказке, о том, когда он ее впервые услышал, от кого, какие моменты сказки его волновали. Фаза релаксации (1-5 минут). Малыша просят закрыть глаза и расслабиться при помощи упражнения на релаксацию. Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы. Фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать свои впечатления. Рисунок обсуждается на следующем занятии. Таким образом, сказкотерапия помогает решать воспитательные проблемы, с которыми сталкивается любой : можно избавить ребенка от страха темноты, нежелания идти в садик или к врачу, одеть его тепло, когда он этого не хочет... Кстати, любимая сказка со счастливым концом сродни новой жизненной программе. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ 1. При сочинении сказки используйте юмор. То, что смешно, уже не страшно. Например, малыш боится Кощея. Наделите грозного персонажа некой рассеянностью и расскажите, как однажды Кощей «вместо валенок перчатки натянул себе на пятки». 2. Тщательно выбирайте героя сказки. Может, это будет любимая игрушка? Или герой недавно прочитанной книги? Или малыш - мальчик или девочка, похожие на ребенка? 3. В начале рассказа герой должен чувствовать то же самое, что и малыш. Это позволит малышу отождествить себя с ним. Обязательно упомяните сильные стороны характера героя. 4. Не затягивайте повествование. Оно не должно утомлять. Если надо донести до ребенка важную мысль, лучше это сделать при помощи сказки. Волшебные истории хорошо «переводят» информацию со взрослого языка на детский. Критерии их выбора - интерес ребенка к сюжету. Как правило, в сказках затрагиваются насущные для детей проблемы: трудности в общении, конфликты, страхи по разным поводам. Сказки помогают преодолеть сложности, с которыми ребенку приходится сталкиваться в жизни, на примере персонажей. Так, в сюжете «Мальчик-с-пальчик» говорится о беззащитности маленького человека, который попадает в мир, где все гораздо больше него, но он оказывается сильнее обстоятельств... После обсуждения сказки можно попросить ребенка нарисовать что-нибудь. Это важный закрепляющий фактор. А последний этап работы - драматизация, или «проигрывание» сказки. Выбор ролей оставьте за ребенком - так станет понятнее, кому он сопереживает, какие качества его привлекают. В детской субкультуре особое место занимают сказки-страшилки про нечистую силу. Это некий опыт детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и учатся переживать неприятную эмоцию. Это их закаляет. Но в данном жанре действуют свои ограничения -дошкольникам кошмары а-ля «Вий» противопоказаны. Еще один момент, который должен учесть каждый – выбор сказок для ребенка осуществляйте тщательно. Особенно это касается сказок, читаемых на ночь, так как многие дети настолько вживаются в сказку, что начинают отождествлять себя с главными героями, переживать за них, как за самих себя. Поэтому, сказки преимущественно выбирайте добрые, наполненные положительными эмоциями, и это обезопасит психику малыша от стрессов. Помните, что во многих случаях ребенок повторяет жизненный сценарий своей любимой сказки. Очень важно, чтобы любимая сказка ребенка была со счастливым концом. | |
Просмотров: 307 | |
Всего комментариев: 0 | |