Четверг, 26.06.2025, 06:49
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Как разговорить ребенка?

 

        Одних родителей не очень-то и волнует, что их двухлетний ребёнок молчит. Они считают, что два года - это не тот возраст, когда должна появиться речь. Другие жалуются: «Малышу скоро два года, а он совсем не говорит!» И начинают бить тревогу. Кто же в данной ситуации занял правильную позицию?

  В последние годы сложилась парадоксальная ситуация: живущие в комфортных бытовых условия  дети начинают говорить все позже и позже. Почему?

 

 

Лет сорок-пятьдесят назад нормой считалось появление речи у ребёнка в год. При этом подразумевалось, что малыш уже самостоятельно может о чём-то попросить, построить простейшую фразу. Конечно, идеального звукопроизношения от него никто не требовал! Но ПОТРЕБНОСТЬ что-то сказать у ребёнка была очень выражена!

А сейчас? Взрослые сидят, уткнувшись в экран телевизора или в монитор компьютера, годовалый карапуз в заваленном игрушками манеже предоставлен сам себе. Мама и папа молчат: они заняты своими проблемами. Кроха вроде бы тоже «при деле», а самое главное – никому не мешает. В подобной обстановке у него не возникает ПОТРЕБНОСТИ заговорить: его к этому не понуждают, от него не требуют речевой активности, взрослых вполне устраивает МОЛЧАЩИЙ ребёнок.

           Мерилом успеха у многих стал материальный достаток. Ради него взрослые работают сутки напролёт, а когда измотанные приходят домой, у них нет сил не только рот открыть, но и пошевелиться. В этой ситуации в семье отсутствует главное: ОБЩЕНИЕ. Простое человеческое общение, когда у родителей есть желание и время поговорить со своим малышом, рассказать ему сказку, спеть колыбельную. Ведь без них речь у ребёнка может не появиться не только в два, но и в три, и даже в четыре года. Да, да, СЛОВО, - оно начало всему. Помните, Евангелие от Иоанна? «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Чудо, как хорошо сказано! Просто, понятно, точно.

Сто, двести лет назад народ и не мечтал о такой комфортной жизни, как сейчас, и питание было скудным, а дети болтали без умолку, и особых проблем с речью у них не было. А сейчас достаток присутствует, питание полноценное. И при всём при том, дети – молчат! Словно загадочный вирус поражает их речевые центры. Первые слова появляются в лучшем случае после двух лет, да и тогда детскую болтовню можно понять только с помощью переводчика. Нормально говорящих детей в младших возрастных группах детских садов, - по пальцам пересчитать! Эти говоруны, перефразируя Л.Н.Толстого, очень похожи друг на друга: веселые, живые, непосредственные. И только каждый неговорящий ребенок несчастен по- своему. Причин речевых нарушений – множество. Названий речевых патологий – не меньше. Поговорим о самых распространённых.

      И сегодня речь пойдет о самом распространенном речевом нарушении.

 

Задержка речевого развития

Если у ребёнка отсутствует речь в два года, логопеды с полным основанием говорят о задержке речевого развития (ЗРР). Обтекаемость данного диагноза притупляет бдительность родителей. Ну, задержалась речь, думают они, - возможно, со временем всё само собой наладится… Ведь кроха издаёт какие-то звуки, - чем не речь?

Многие родители принимают за речь лепетные («ба-ба» «ав-ав»), «аморфные»(«мако»-«молоко,» «ди» -«иди») слова или звукоряд, который порой выдаёт их двух-трёхлетний ребёнок. Мамы и папы пытаются уверить не только себя, но и логопедов, что «он всё-всё говорит, только очень непонятно»… Конечно, легче, как страус, спрятать голову в песок и не видеть проблемы, но от этого она не исчезает, а только разрастается день ото дня. Поэтому первым шагом к преодолению ЗРР будет ясное виденье родителями ситуации. Вторым шагом будет поход к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, стоматологу - ортодонту, логопеду. Все последующие шаги надо будет выстраивать с учётом полученных у этих специалистов заключений и рекомендаций. Если же родители пожелают выбрать какой-то свой, «особенный» путь, основанный на советах тёти Глаши или бабы Маши, то они должны помнить, что этот путь может завести их в такие дебри, из которых и выбраться будет уже невозможно…

 

Почему возникает задержка речевого развития?

ЗРР наблюдается у детей с серьезными заболеваниями: страдающих аутизмом, алалией, дизартрией, ДЦП (детским церебральным параличом).

      В последнее время к специалистам на приём приходят дети внешне совершенно здоровые и благополучные, но речи у них нет! И только в ходе расспросов выясняется, что во время беременности у одной мамочки был тяжелейший токсикоз, другая перенесла на ногах грипп, у третьей малыш при рождении был очень крупным и закричал не сразу (была асфиксия), у четвёртой кроха родился обмотанный пуповиной, у пятой – не дождался срока и появился на свет шестимесячным. Во всех этих случаях можно говорить о гипоксии (кислородном голодании мозга), энцефалопатии, что и явилось первопричиной речевых нарушений.

ЗРР может возникнуть у детей после перенесённых инфекционных заболеваний: менингита, гриппа, дифтерии. А также после травм головы и инсультов. Да, да, инсульты сейчас диагностируют даже у грудничков! Из-за неоправданного использования некоторых медицинских препаратов у маленьких детей может случиться ишемический инсульт. Поэтому к специалисту надо идти как можно раньше, чтоб не пропустить серьезных патологий и главное время.

 

Как устранить задержку речевого развития у детей?

     Теперь поговорим о путях преодоления речевых задержек. Они, в общем-то, идут в одном направлении и разнятся лишь незначительными деталями. На начальных этапах всё выглядит примерно так: неустанное внимание к малышу со стороны близких, общение, полноценное питание и сон, массаж, оздоравливающие процедуры, развивающие и пальчиковые игры. Массаж и процедуры лучше доверить специалистам. А вот питание и сон, общение, игры – это целиком на совести родителей, бабушек-дедушек.

Весь процесс «вызывания речи» проходит, во-первых, на положительных эмоциях, во-вторых, без каких-либо насильственных действий, и, в-третьих, при непосредственном участии взрослых. Кстати, если в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребенка практически не бывает. Если же предпочтение и свободное время взрослых отдается телевизору, компьютеру и ноутбуку, молчание малыша вполне объяснимо.

Родители должны знать, что нервная система малыша 1-3 лет отличается малой выносливостью. Поэтому даже игры (в особенности, обучающие!) по времени должны длиться не более 10-20 минут (в зависимости от возраста). Об усталости ребенка можно судить по его поведению. Капризы, отказ выполнять инструкцию говорит о том, что «ресурсы» малыша на пределе и надо заканчивать игру.

О чем еще надо помнить, занимаясь с ребенком? О своем эмоциональном настрое и о своей речи. Маленького ребенка привлекают только яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь. Прежде чем начать домашнее обучение, сядьте перед зеркалом и попробуйте рассказать какую-нибудь сказку, например, «Курочку Рябу»… себе. Ну и как, собственное лицедейство вызвало ваш живой интерес? Если нет, то вряд ли оно заинтересует и малыша. Неудачный опыт тоже опыт. Поработайте над собой. Вспомните мимику и интонацию любимых актеров. Уверена, в каждом из вас дремлет талант. А без него в наших последующих играх никак не обойтись!

      Надо помнить, что терпение и труд – все перетрут! Главное, все делать вовремя.

      Если у Вас есть вопросы, оставьте их в комментариях. Постараюсь ответить на все вопросы.

Категория: Мои статьи | Добавил: MDOY-DS-3 (21.04.2016)
Просмотров: 268 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar