Главная » Файлы » Мои файлы |
17.05.2015, 21:11 | |
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры. Задачи: -познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество, его значением. Познакомить с обрядом колядования. Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки»; -развивать связную речь, чувство ритма; обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание; -воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа. Интеграция образовательных областей: Познание, музыка, коммуникация, социализация. Предварительная работа с детьми: 1.Знакомство с традициями празднования Рождества, проведения святочных гуляний на Руси. Беседы: «Рождество христово»; «Святки»; «Коляда». 2. Разучивание музыкально-игрового материала: колядок, хороводов, частушек, песен. 3.Чтение детям: Б. Пастернак «Рождественская звезда»; О. Ефремова «Рождество Христово»; Н. Гоголь «Коляда»; Н. Хвостов «Сочельник в лесу»; А. Майков «Колыбельная»; С Маршак «Двенадцать месяцев» ; С. Есенин «Поет зима». 4.Слушание музыки: П. Чайковский «Январь. У каменька», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года», колокольный звон.
Ход мероприятия. Зал оформлен в русском народном стиле. Ширма с деревенской избой и лавкой. Куклы «»Дед « и «Баба» сидят на завалинке. Баба: А помнишь, Дед, как раньше было весело? Ходили мы по избам, колядки пели, хозяев величали, святки справляли? Дед: А помнишь, Баба, сколько при колядовании ряженых было? Баба: Ой, Дед! А помнишь, как гадали, судьбу хотели узнать? А песни какие пели! Вместе исполняют русскую народную песню. Ух, ты зимушка-зима, Зима вьюжная была! Все крутила, все мела- Примораживала, Калинушку с малинушкой Заламливала. Всю травку повызнобила, С шелковой травы цветы Повысушила. Дед: Хватит молодость вспоминать, можно в старости погулять! Баба: Пойду поставлю тесто. Вдруг заглянут гости, напеку - ка я блинов. Дед: Верно, Баба. «Не красна изба углами, а красна – пирогами». Давай Баба кутью, а я открою окошко и позову Мороз Мороз, мороз! Иди в хату Есть кутью, Зимой ходи, А летом Под колодиной лежи! (Стук в дверь. Звучит рождественская мелодия.) Ведущий: Заходите гости дорогие, мы вам всегда рады. (Обращается к зрителям) Если в святочную ночь, открыв двери, вы увидите на пороге незнакомых людей в чудной одежде, не удивляйтесь- к вам пришли ряженые. Они славят хозяев, а вы не должны оставаться в долгу - гостей положено угостить). Ряженые: (дети одеты в костюмы, рассыпают вокруг себя зерна овса или пшеницы): Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю! Уродись пшеничка, горох, чечевичка!
Добрый вечер тому, Кто в этом дому!
Коляда пришла, Нам забавы принесла! Кто даст пирога, Тому рожь густа!
С колосика – полмешка, С зернышка – пирог, С полузернышка – блинок!
Маленький кнопик Принес Богу снопик. Открывайте сундучки, Вынимайте пяточки, Либо гривенники! (Появляется Ряженый-Медведь) Ведущий: Медведь в старину был очень популярным персонажем. Его величали Медведь-Батюшка. Он ходил, зиму проводил, ничего не говорил, только пел – плясал и народ потешал. Дети просили «Медведь, медведь, научи нас реветь». Взрослые отвечали «Медведь, медведь, да зачем тебе реветь. Будь любезен попляши, да всех нас рассмеши». Медведь: Коляда пришла, Всем веселье принесла. Не сидите, не скучайте, В хоровод скорей вставайте. Очень хочется плясать, Но не знаю как начать. Разреши дружочек мой, Потанцуем мы с тобой. (Игра «Зима») Ведущий: Угощайте их ребятки! (Дети одаривают ряженых) А вы, гости, что принесли ребятам в подарок? - Принесли мы вам шутки печеные, да загадки толченые, кто их угадает, тот весь год забот не узнает.
* Маленький Данилка застрял в дырке (пуговица) * А вот вам и вторая, самая смешная: с ушами, а не слышит (шапка) * В брюхе баня, в носу дырка, одна ручка и то на спине (чайник) * Вот еще одна загадка: у кого за носом пятка? (сапог или валенок) * Катился колобком, пока не стал носком (клубок). Ведущий: Всех загадок не отгадать, пора нам и поиграть. 1. Игра с очень вежливым названием «А можно?» Прежде чем что-то сказать или сделать, вы должны спросить – А можно? Например, встаньте пожалуйста. Вы говорите : «А можно?» и только потом встаете. Кто сбился, выбывает. Кто остается – победитель. 2.Как же без святочных гаданий. Скоро вы станете учениками и будете получать оценки. Узнаем какие? Мешок с карточками, на которых оценки. Дети по очереди достают и узнают свои будущие оценки. Аналогично «Кем будешь?» (картинки с изображением орудий труда или атрибутами той или иной профессии) 3. Игра «Валенок». Ребенок бросает через плечо валенок и на кого укажет носок, исполняет песню или танец. Дед: Тренди-бренди, балалайка Веселее заиграйка. Баба: Или нет у нас певцов? Или нету молодцов? Кто частушки петь умеет, выходите поскорее. (Каждая группа исполняет частушки). Дед: Спасибо Вам, ряженые, за веселье, за развлечение! Как прекрасно в моем доме, Всюду музыка звучит. Так мы с вами громко пели, Даже голос мой охрип! Баба: Вы ходили, поздравляли, Всех в округе величали. Добра, счастья всем желали. А теперь пришла пора угостить вас, детвора! Ряженые: Спасибо этому дому, пойдем к другому! Мир дому вашему, Чтоб он был полною чашею! (Звучит песня «Бывайте здоровы, живите богато! Музыка И Любана сл.А Русака) | |
Просмотров: 1511 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |