Цель:
1.Расширять запас слов в активном словаре детей.
2.Формировать умения устанавливать причинно- следственные связи, развитие разговорной речи.
3.Развивать моторику, внимание, память.
4.Воспитывать уважение к истории своей страны.
Лексика:
Предметный: Марс, Венера, Сатурн и т.д. (название различных планет и спутников нашей Солнечной системы); космос, галактика, вселенная
космонавт, ракета и т.д
Слова-действия: взлететь, стартовать, сиять, конструировать, изучать, затмевать, стыковаться
Оборудование: карта звездного неба, лампа, глобус, картинки с изображением космонавта, планет; индивидуальные листочки, тетради, китайские шары.
Ход занятия.
(на доске карта звездного неба)
Над землею ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звезды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Весах.
Над Землею ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землею ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звезды:
Рядом кажутся они. А.Хайт
Сегодня мы отправляемся в далекие миры. Мы узнаем, что такое Космос, Вселенная.
Показывается глобус.
-Ребята, что это за голубой шар?
Да, это наша Земля. А у нее есть спутник, который виден нам только ночью. Как называется этот спутник? Он вращается вокруг нашей Земли.
1.Упражнение «Шары» (по типу китайских шаров)
Вокруг Земли Луна летает,
А вот зачем – сама не знает.
-Ребята, как называется человек, который изучает космос?
-Как человек изучает космос?
(запускает спутники, летает на ракетах, космических станциях)
2.Работа в индивидуальных листочках.
-Найдите две одинаковые ракеты.
3.Игра «Сосчитай до пяти».
Спутник.
Звезда.
Созвездие
космическая станция
4.Игра «Что лишнее?»
Солнце, луна, лампа.
Звезда, планета, ракета.
Прилуниться, припоздниться, приземлиться.
5.Отгадайте загадку:
Светит, сверкает, всех согревает (солнце).
-Что такое солнце?
(Без солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество.
Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.
Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все бы засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.
Солнце в сотни раз больше Земли. Но во Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.)
- А сейчас мы посмотрим, как на нашей планете происходит смена дня и ночи.(Демонстрация в темной комнате)
Утром солнце всходит на ….(востоке), а вечером заходит на…(западе). Кажется, что Солнце движется вокруг Земли. На самом же деле наша Земля вращается вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем Россия, один раз оказывается на солнечной стороне планеты – и у нас наступает день, а другой раз – на темной, и у нас наступает ночь.
6. Физкультминутка.
Будем очень мы стараться,
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер,
Приседать и вновь вставать
И гантели поднимать.
Станем сильным, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты!
7.Рассказ «Космос»(использование мнемотаблицы)
Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, и покоится на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе девять планет. Нас окружает в бесконечном космосе другие вселенные и галактики. На небе видны созвездия, можно найти Большую медведицу и Малую Медведицу. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете отправились собаки - испытатели Белка и Стрелка. Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин.
8.Игра « Скажи наоборот».
Далеко-близко
Высоко-низко
Улететь-
Взлетать-
Темно-
Ярко-
Тесно
9. Прочитай слово, расположив буквы по росту:
Запишите слово в тетрадь.
Составим предложение.
Марс – сосед Земли.
10. Какое слово к какой схеме подходит? (приложение)
11. Подведение итогов.
В преддверии праздника Космонавтики мы немного коснулись темы освоения космоса. Если кто- то заинтересуется, то можно сходить в библиотеку или посмотреть научно-популярные фильмы. |