Воскресенье, 19.05.2024, 02:59
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

«Гендерный подход в воспитании» Балацкая Е.В.

Мальчики и девочки. Почему они разные?

      Радостная весть: «У вас будет ребенок». Мы ждем не просто ребенка. Мы пытаемся загадать, какого он пола будет и какие распашонки покупать? Нам очень важно будет это сын или дочь?

      Но вот он родился. В заботе о беззащитном малыше мы забываем о важности пола. Но даже до появления вторичных половых признаков уже видно, что мальчики и девочки разные. Уже к году различия в развитии психики достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении и в такой сложной деятельности, как игра. А это значит , что у них по разному организованы психические процессы, по разному функционирует мозг – это важнейший человеческий орган. От развития которого зависит, каким станет ребенок, каков его интеллект, эмоциональная сфера, хороша ли у него память, какие особенности мышления будут ему присущи. И мы не только ухаживаем за телом ребенка с первых дней, но и  участвуем в формировании его мозга.

      Если обследовать биотоки новорожденных детей, то даже в этом нежном возрасте мозг работает по –разному. Проанализировав взаимодействие различных электрических потенциалов разных областей коры головного мозга: моторных, зрительных, слуховых или ассоциативных, можно с большой долей вероятности назвать пол ребенка.

      Мозг ребенка готов впитывать информацию, готов воспринимать всю информацию и анализировать ее, и в первую очередь – лицо, голос, прикосновения матери. И уже с первых минут мы по-разному растим сына и дочь. Мы дети природы и интуитивно чувствуем разницу: разный тембр голоса, разные жесты, мимика. Но не у всех родителей это проявляется четко.

Исследования показали, что чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям по 2 года. Может быть раздражает излишняя подвижность мальчишек и поисковая активность. Очень часто мы руководствуемся тем, что должен уметь ребенок в определенном возрасте, но очень важно учитывать пол. Очередность созревания разных психических функций у мальчиков и девочек разная. Девочки обычно раньше начинают говорить и все дальнейшее развитие идет на фоне «оречевления», а у мальчиков это больше на наглядно-образном уровне. Спрашивается, зачем это педагогам и родителям? А потому, что нужны разные подходы.

      Для чего то природа придумала разность полов. Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А.Геодакян. он исходил из того, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая- это необходимость сохранять то, что уже создано, закрепить то те признаки, которые выгодно передать по наследству, сделать потомков как можно более похожими и вторая – это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым выгодным условиям, позволит расширить среду обитания.

      Женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол- легко теряет старое и приобретает новое, особенно это важно в экстремальной ситуации. Т.е. женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской – на прогресс.

      Количество потомков, которое может дать существо женского пола ограничено, тогда как мужского неограниченное( В 19в в Россиии у одной крестьянки за 27 родов было 69 детей, между тем как в гаремах тысяча детей – это не предел). Поэтому уменьшение количества женских особей может значительно сократить популяцию.

      Поэтому природа «бережет» женский пол. На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше, женщины как-бы более одинаковые. У мужчин больше полезных и вредных мутаций. (например на 100 глухих девочек 122 мальчика, отклонений в цветовом зрении больше у мальчиков, косоглазием, заиканием, дислексией, алалией, задержкой развития чаще страдают мальчики)Обратите внимание на коррекционные группы.

       И как я уже говорила, мужчины по генотипу (врожденные признаки) имеют большее разнообразие чем женщины, но на развитие влияет и фенотип (совокупность признаков организма, сформировавшихся с учетом влияния внешней среды). Когда провели наблюдение за близнецами, то оказалось, что если это однояйцевые близнецы и с детства разлучены, то в мужских парах сходство наблюдалось больше, а если в разнояйцевых, то большинство сходства наблюдалось у женских особей. Почему? Оказывается природа женским особям дала  более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий. Поэтому и выживаемость женских особей выше.

       При всех изменениях среды, в том числе и социальных, больше страдают самцы. Но у них есть все же выход: отыскать другое место, где более теплее, или изобрести шубу. Женскому полу приспосабливаться не надо и напрягаться, так как они уже приспособились. Этим и определяется высокая предрасположенность особей мужского поведения к поисковому поведению. Это им дала природа, чтобы выжить. И мозг у них крупнее, но и более раним. Мальчики стремятся к освоению новых пространств, более сообразительны в трудных ситуациях, склонны к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям.

      В.А.Геодокян отмечает, что у гаремных животных (морской слон) самки оплодотворяются не всеми самцами, а только сильными. При экстремальных условиях допускаются гибнет больше самцов, но и допускаются более «слабые» самцы(молодые, слабые) и среди их потомства больше самцов. Так же и во время войны. После рождается очень много мальчиков, так как остаются очень молодые, больные и инвалиды. Эта закономерность видна на большом количестве людей, а не в отдельной семье.

      Женский пол передает по наследству информацию о прошлом, а мужской – информацию о настоящем.

      У более высших животных период детства увеличивается- это прогрессивный признак, он больше выражен у мальчиков. Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает 2-3 лет, т.е в начальной школе мальчишки как бы младше сверстников девочек на год.

     Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 говорить, при рождении осложнений больше, выкидыши-мальчики чаще. Травм среди детей 7-15 лет больше у мальчиков, трудновоспитуемых больше мальчиков. По отношению к мальчика чаще прямые указания(дай, принеси, сделай, перестань)а девочкам чувственные состояния (нравится, люблю, грустный, веселый).

      Различна и физиологическая сторона восприятия.

     До 8 лет острота слуха у мальчиков выше, но девочки более чувствительны к шуму. У девочек выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт и потому они более отзывчивы на тактильные воздействия.

     Девочки опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои богатства, играют в ограниченном пространстве, а мальчишки на дальнее зрение, они бегают, бросают предметы, используя все пространство. Если мальчикам не хватает горизонтального пространства, то они начинают осваивать вертикальное пространство: лазают по лестницам, деревьям. Даже по рисунку будет видно, где рисовали девочки, а где мальчики. У мальчиков пространство, а у девочек детали.

      Почему же мало мужчин, а потому что воспитывают везде женщины.

Поэтому и рисунки разные и отвечают по- разному ( девочка смотрит на педагога ища поддержки, а мальчишки где угодно). Прослеживается и в вопросах Мальчики чаще конкретный вопрос (А что у нас дальше?) А девочки(А вы к нам придете?) мальчики ориентированы на информацию, а девочки на отношения между людьми. И входят в занятие по-разному. Девочки включаются сразу, а мальчишкам надо раскачаться. Мальчики в дошкольном возрасте отстают от девчонок физически ( способностях) речи. Но мальчики чаще мыслят более нестандартно.

      Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, но в плане качества могут быть проблемы. Девочки более к шаблонной работе, но качество более велико.

      Мужчинам неинтересно делать одно и тоже, а вот каждый раз придумывать новое – это пожалуйста. У мальчиков более развито правое полушарие, которое необходимо для пространственного мышления, у девчонок  слабее развито.

      Мальчики более возбудимы и раздражительны, эмоциональны. Хотя взрослые думают, что более тревожны и эмоциональны девочки.

      При эмоциональной нагрузке мальчики осмысливают ситуацию и ищут выход из нее, а у девочек включается весь мозг. У мальчиков кратковременно реагирует мозг, но очень ярко, а у девочек общая активность. Мальчики чаще выход ищут в продуктивной деятельности.

 Таким образом, ни в коем случае одинаково воспитывать мальчиков и девочек нельзя. Они по-разному слышат, чувствуют, говорят и молчат.

Категория: Мои статьи | Добавил: MDOY-DS-3 (11.12.2016)
Просмотров: 327 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar